Качество автомобильного топлива. Диалог диагноста с клиентом.

Качество автомобильного топлива – вопрос наболевший.

Рассмотрим его подробнее. Приехавший ко мне на диагностику автолюбитель жалуется:

- Почему-то вдруг резко возрос расход топлива.

- При этом глубокомысленно добавляет, — Наверное, вышел из строя какой-то датчик.

Прежде, чем начать процедуру диагностики, я задаю клиенту простой вопрос:

-A Вы не заметили, что помимо возросшего расхода топлива машина стала «хуже ехать», потеряла мощность, приемистость?

- Да, точно: тупит, плохо разгоняется.

-А когда это произошло? Вспомните, пожалуйста, поточнее.

-Позавчера в 12-30.

-Очень хорошо. А позавчера в 12-20 Вы заправляли машину топливом?

- Точно, я как раз заправил машину топливом на трассе в 200 км от города К.

-Спасибо за точность и откровенность. Скорее всего, вы заправились некачественным топливом?

- Ну как же, я залил самый дорогой бензин на АЗС от очень известного местного бренда.

- Не будем спорить и гадать. Диагностика покажет.

Определить и подтвердить, что имела место заправка некачественным топливом сложно, но можно. Если есть подозрение, что в баке до сих пор плещется «левая горючка», то в первую очередь я подключаю газоанализатор. По его показаниям видно, что этот отвратительного качества бензин сгорает неполно: — кислорода 2-5 %, вместо 1%, - углекислого газа 10-11 % вместо 13-15 %, несгоревших углеводородов ( СН ) 400-600 единиц вместо 0 – 200 единиц, — угарный газ (СО) в этом случае не информативный показатель, но будет завышенным, так как ЭБУ по показаниям датчика кислорода будет обогащать топливовоздушную смесь. Продолжаем диагностику, подключаем сканер. Нужную информацию дают параметры выходных сигналов датчиков кислорода и рассчитанная топливокоррекция Fuel trim. Во многих случаях сканер высвечивает ошибку Р0420- недостаточная эффективность каталитического нейтрализатора. Это естественно, ведь недогоревший в двигателе бензин должен догорать в катализаторе. Проведем простую проверку: подставим руку к выхлопной трубе — «пощупаем» выхлоп. При эффективной работе двигателя на нормальном бензине – выхлоп будет теплый и влажный. Если выхлопные газы сухие и горячие, даже обжигают руку, то это свидетельствует о том, что недогоревший в двигателе отвратительного качества бензин активно догорает в каталитическом нейтрализаторе – дожигателе. При этом катализатор раскаляется и проходящие через него выхлопные газы тоже сильно нагреваются. Это плохо: может выйти из строя (оплавиться) дорогостоящий катализатор. Если уже случилась неприятность заправиться некачественным бензином, то не надо давать двигатель большую нагрузку, высокие обороты. При резкой «газовке» двигатель будет не так интенсивно набирать обороты и из выхлопной трубы может вылетать черный дым, чего ранее не наблюдалось. Если предположение о действительно некачественном топливе подтверждается, а клиент все еще верит в то, что залил превосходный бензин на самой «фирменной» АЗС, то можно осуществить самую экстремальную проверку. В последнее время «левый» бензин встречается регулярно, и я делаю такие проверки довольно часто, опыта набрался. Самое главное при этом – осторожность и соблюдение правил противопожарной безопасности. Надо слить из топливной системы автомобиля немного бензина, 30-40 граммов. Вылить этот бензин на чистый (не замасленный) бетонный пол и аккуратно поджечь. Хороший, качественный бензин вспыхнет сразу с хлопком и быстро сгорит светло-желтым пламенем с незначительной копотью, не оставив никакого следа на бетонном полу. «Левый» бензин поджигается с трудом, даже не с первого раза, горит долго красно-желтым коптящим пламенем. После сгорания на бетонном полу остается жирное пятно. После такой наглядной проверки, сомнения клиента обычно переходят в совсем другие чувства… — об этом позже. Некачественный бензин лучше всего слить. Сделать это не всегда бывает просто, но надо постараться, не пожалеть времени и сил. Ремонт двигателя, угробленного некачественным бензином, обойдется недешево и затянется не на один день (самое дорогое – время). В своей практике я встречал немало двигателей «убитых» именно некачественным топливом. Особенно не любят левую горючку двигатели самых современных автомобилей, это естественно. После того, как мы слили из топливной системы весь бензин, да еще и поменяли топливный фильтр, хозяин автомобиля задает резонный вопрос:

- А на какой АЗС надо заправляться и как не нарваться на «левый» бензин? Однозначно ответить на этот вопрос не просто. Хорошее или плохое топливо – это лотерея. Но некоторые рекомендации могу дать.

Сначала рассмотрим более подробно — что есть автомобильное топливо. Бензин – это смесь легких жидких углеводородов, большая часть которых представляет собой многоатомные спирты бензольной группы. Отсюда и название – бензин. Солярка (дизельное топливо) – тоже смесь жидких, но более тяжелых углеводородов. Лучшего автомобильного топлива, чем бензин и солярка, пока не придумали. Эти виды топлива получают в огромных количествах путем перегонки нефти, запасы которой в недрах Земли еще достаточно велики. К тому же на сегодняшний день, бензин и солярка самые доступные и относительно дешевые углеводородные топлива. Бензин, как наиболее оптимальная смесь жидких углеводородов, обладает наибольшей теплотворной способностью: 45 – 47 тысяч килоджоулей на килограмм. Для сравнения — другие виды углеводородного топлива: солярка – 44 тыс. кДж/кг, керосин – 35 тыс. кДж/кг, этиловый (винный) спирт – 33 тыс. кДж/кг, метиловый спирт (метанол-яд) – 24 тыс. кДж/кг. Кроме высокой теплотворной способности бензин обладает и другими оптимальными для автомобильного топлива качествами. Он не очень токсичен, относительно химически не активен, не гигроскопичен, быстро испаряется и смешивается с воздухом в широком диапазоне температур. Смесь испаренного бензина с воздухом хорошо воспламеняется от искры, интенсивно и почти полностью сгорает в цилиндрах двигателя. Более качественный бензин имеет несколько большую на 2-3 процента теплотворную способность, чем низкокачественный. Как уже было сказано выше, ещё не редко встречается низкокачественный или «самопальный» бензин. Но для начала рассмотрим не «самопальный» бензин, выпускаемый по ГОСТ 2084-77. Так же все мы знаем, что бывает бензин А-80, А-92, АИ-95, и так далее до А-112 (для спортивных автомобилей). Указанные октановые числа отображают детонационную стойкость бензина, то есть способность не воспламеняться в составе ТВС при более высокой степени сжатия. Из курса физики известно, что при резком сжатии вещества, особенно газообразные, сильно нагреваются. Дизельный двигатель работает, используя принцип воспламенения ТВС при нагреве от резкого сжатия. Бензин с более высоким октановым числом, не обладает большей теплотворной способностью, но он может работать при более высокой степени сжатия без возникновения детонации, губительно действующей на двигатель. Высокая степень сжатия позволяет системе управления двигателем задавать более ранние углы опережения зажигания, при которых двигатель будет интенсивнее набирать обороты и быстрее разгонять автомобиль. Интенсивный разгон позволяет трансмиссии быстрее переключаться на повышенные передачи, при которых двигатель будет делать меньшее число оборотов. Как известно, расход топлива прямо пропорционален числу оборотов, которые сделал двигатель при прохождении автомобилем данного участка пути.

Нормального качества бензин производится на нефтеперегонных заводах (НПЗ). Существует много технологий производства бензинов. Одна из самых передовых технологий – каталитический риформинг дает возможность получать очень качественный бензин с заданным октановым числом до 98 включительно. Но такие бензины не дешевы и производятся только на самых современных, хорошо оснащенных НПЗ. Хотелось бы, чтобы все бензины у нас в стране были такими. Но, увы – приходится заливать в бак то, что предлагают торговцы бензином. И не важно, под какой вывеской торгуют топливом на АЗС. Сами торговцы – владельцы АЗС бензин не производят. Они его получают по прямым поставкам с НПЗ, с нефтебаз, покупают где-то и т. д. Недобросовестные торговцы в погоне за прибылью еще и ловят «левый» бензовоз, цистерну и тому подобное. Но самый верный способ получить дополнительную прибыль – превратить дешевый низкооктановый бензин в более высокооктановый и продать его по дорогой цене. Сделать это не так сложно. Можно прямо на месте в емкость с бензином добавить специальные присадки для повышения октанового числа. Этот способ называется «химизация» топлива. Такая процедура проводится и на многих НПЗ, но строго по технологии и под контролем. Большинство присадок для повышения октанового числа представляют собой органические соединения: многоатомные спирты, эфиры (например, метил-трет-бутиловый эфир МТБЭ ), ароматические углеводороды и прочую «химию». Эти присадки не ухудшают качество топлив, не опасны для двигателя и для экологии. Но они относительно дороги. В Интернете активно рекламируются присадки для повышения октанового числа бензина. При этом подчеркивается, что применение этих присадок не только повышает детонационную стойкость бензина, но и снижает его расход. Формально – это правильно. Но все не так просто: присадки – присадкам рознь. Оказывается, что кроме органических (безвредных) присадок существуют еще и так называемые металлоорганические соединения. Вспомните такое словосочетание: «этилированный бензин». Это бензин с присадкой тетраэтилсвинца (ТЭС). Впервые эту присадку завезли к нам в страну американцы по ленд-лизу во время войны. Она оказалась очень эффективной: добавлялось всего 1 миллиграмм на 1 килограмм топлива. Тетраэтилсвинец Pb(CH3CH2)4 — ядовитое металлоорганическое соединение, бесцветная маслянистая жидкость с неприятным запахом. После сгорания этилированного бензина оставался свинец – сильный токсин. О действии этого яда на организм человека рассказывать не буду. В нашей стране полностью запретили применение тетраэтилсвинца только в 2002 году, но до сих пор ближе 200 метров от дорог нельзя выращивать картофель, свеклу и морковь из-за отравления почвы свинцом. Но вместо тетраэтилсвинца придумали и начали активно применять другие дешевые и очень эффективные антидетонационные металлоорганические соединения ферроцен Fe(C5H5)2 и цимантрен С5Н5Мn(СО)3 - марганцесодержащую присадку. При сгорании бензина с этими присадками выделяются соответственно железо и марганец. Указанные металлы тоже вредны и опасны для человека,Но менее токсичны, чем свинец, однако их отложения чрезвычайно вредны для элементов двигателя. Входящие в состав указанных антидетонаторов железо и марганец не сгорают в камере сгорания, а осаждаются на клапана, свечи, датчики кислорода, катализатор и другие детали системы выпуска отработавших газов. Наиболее губительны эти отложения для свечей зажигания. На боковом и центральном электроде свечи образуется токопроводящая пленка из оксидов железа или марганца. Её хорошо видно на отравленной свече: если электроды покрыты слоем рыжей «ржавчины» — бензин был с ферроценом, ядовито-желтый налет на электродах – признак наличия в бензине марганцесодержащего антидетонатора. Отравить свечи ферроценом или цимантреном можно всего лишь после одной заправки бензином с этими гнусными присадками. В этом я убедился лично, беседуя с автолюбителями, которым не повезло с заправкой качественным топливом. Отравленные свечи зажигания перестают эффективно поджигать топливовоздушную смесь. В результате: заметное снижение мощности, неустойчивая работа двигателя особенно на малых оборотах, и, естественно, значительное увеличение расхода топлива, вред для экологии, сплошные расстройства для владельца автомобиля. Вернемся к разговору с автолюбителем, «железный конь» которого вдруг потерял былую резвость с одновременным увеличением топливного аппетита. Хозяин захворавшего «коня» не на шутку встревожен болезнью любимого друга, помощника и кормильца. Я это вижу и спешу успокоить автовладельца. Выкручиваю свечу зажигания. Точно – на ней ярко рыжий, махровый налет, похожий на ржавчину. Показываю автолюбителю отравленную свечу и спокойно говорю ему:

- Вот причина болезни вашего «железного коня» — ферроцен в бензине. Но это не смертельно, вылечим. Не придется менять какой-то датчик, или даже разбирать и «капиталить» двигатель. Достаточно будет заменить свечи зажигания.

Автолюбитель, немного придя в себя, отвечает:

- Это радует.

Окончательно придя в себя, он задает следующий естественный вопрос:

- Кто виноват и как с ними бороться?

– Я предвидел Ваш вопрос. Бензин с металлоорганическими присадками в последнее время встречается все чаще, к сожалению. Я просмотрел в Интернете информацию по антидетонационным присадкам. Информация противоречива. С одной стороны — прописаны допустимые нормы содержания металлоорганических присадок в бензине. С другой стороны — по требованиям Технического Регламента применение металлоорганических присадок запрещено. Это требованиепринято Постановлением Правительства России №118 от 27 февраля 2008 года. Но самое интересное то, что на многих сайтах открыто и бессовестно рекламируется ферроцен и цимантрен – «чудесные» присадки, производство Китай, высокое качество, оптом, недорого – порядка 10 $ за килограмм, которого хватит для приготовления 10 тонн «высокооктанового» бензина. Это действительно находка для алчных, недобросовестных торговцев топливом. Очень просто засыпать килограмм ферроцена в 10-тонную емкость с бензином, повысив тем самым его детонационную стойкость и цену, примерно на 1000 $. Цитирую рекламный баннер с одного из сайтов: Применение металлоорганических добавок позволяет улучшить эксплуатационные и экологические свойства топлива за счет увеличения полноты сгорания, снижения расхода топлива и содержания вредных веществ в отработавших газах. Для комментария — нет слов, одни эмоции…

Следующий вопрос:

- А можно ли проверить бензин на наличие этих отвратительных присадок.

– Да, можно. Но сложно, хлопотно и дорого. У нас в городе есть лаборатория, которая проводит подобную экспертизу. Обычно это делают в крайних случаях, когда есть подозрение, что из-за некачественного топлива угроблен двигатель. Да и где гарантия, что сотрудники лаборатории не состоят в сговоре с торговцами топливом. Кстати, двигатель чаще всего «убивают» самоварным бензином с высоким содержанием смол или антидетонационных азотосодержащих присадок, например: N- метиланилин (ММА) . Но есть и обнадеживающая информация: появился TEST WAY – «Индикаторный тест на определение некачественного бензина», который является совместной разработкой ООО «Лемминги» и РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина. Любой автолюбитель может приобрести такой набор специальных индикаторов размером с почтовую открытку. На каждой АЗС можно капнуть на индикаторную полоску из заправочного пистолета несколько капель бензина и проверить его на наличие запрещенных присадок. По изменению цвета индикатора можно достоверно определить наличие в бензине металлоорганических и азотосодержащих присадок. Вот бы каждый автолюбитель имел такой TEST WAY и не ленился проверять топливо при каждой заправке с последующими выводами. Интересное примечание: в советское время этилированный бензин обязательно подкрашивали в красный цвет, предупреждая о необходимости осторожного обращения с ним.

Качество дизтоплива тоже можно проверить в специализированной лаборатории. Но владельцы дизельных автомобилей отлично чувствуют по приемистости и мощности дизельного двигателя то, какую солярку им «посчастливилось» залить на последней АЗС. Водители-дальнобойщики хорошо знают: в каком регионе дизтопливо хорошего качества и где — не очень. Да, качество топлива – это лотерея. По своему опыту дам простой, очевидный совет: старайтесь не заправляться топливом на трассе, вдали от города. Большинство «левых» бензовозов сливаются именно за городом, так как там труднее проконтролировать качество топлива. А в черте города все-таки не каждый рискнет торговать откровенно некачественным бензином или соляркой. Но вернемся к нашему бензиновому автомобилю, у которого свечи отравлены ферроценом. Как я уже сказал, свечи зажигания желательно поменять. Но где гарантия, что через некоторое время новый комплект свечей не будет отравлен бензином с металлоорганическими присадками? А если двигатель оснащен специальными или просто очень дорогими свечами? Не на каждом двигателе свечи зажигания меняются легко и быстро: например, на тойотовском 2GR-FE, чтобы заменить свечи придется снимать впускной коллектор – квалифицированному слесарю работы на 3 — 4 часа. Перспектива не радостная. Что же делать? Не бывает безвыходных ситуаций, автомобили уже более ста тридцати лет ездили, ездят и будут ездить, несмотря на финансовые, топливные, экологические и прочие кризисы. А к вопросу о замене свечей надо подходить дифференцированно. Разъясняю: простые, недорогие свечи, хорошо послужившие двигателю, но отравленные присадками, целесообразно заменить. У меня есть устройство для пескоструйной очистки свечей зажигания – очень хорошая вещь. Тщательная очистка свечей тонким корундовым песочком почти полностью восстанавливает их работоспособность. По мере возможности я очищаю на «пескоструйке» свечи со всех диагностируемых машин, польза очевидна. Но как очистить свечи, которые не так просто выкрутить: например, на а/м Субару. А знаете ли Вы, что свечи зажигания обладают способностью самоочищаться. Нагар и отложения на рабочих частях свечи сгорают под действием высоких температур и потока газов. Однако не все свечи хорошо самоочищаются. Больше всего в свече нагревается самый кончик центрального электрода и примыкающий к нему участок керамического изолятора, а также боковой электрод. Сейчас все более широко и повсеместно используются свечи зажигания с так называемыми иридиевыми или платиновыми электродами. Центральный иридиевый электрод, толщиной всего 0,4 мм на свечах Denso при работе, особенно на высоких оборотах, нагревается до 860 градусов и все отложения, в том числе и токопроводящие оксидные пленки, сгорают. Многоэлектродные свечи с так называемым полуповерхностным разрядом тоже обладают способностью эффективно самоочищаться. Указанные выше свечи не дешевы. Даже если двигатель Вашего любимого автомобиля рассчитан на простые свечи (с медно-никелевым электродом и без всяких «наворотов»), то всегда можно и нужно подобрать к нему пусть дорогие, но более качественные свечи, про которые я рассказал выше. Побалуйте своего друга и помощника достижениями высоких технологий, не пожалеете. К тому же иридиевых свечей гарантированно хватает на 100 тыс. км, а платиновых – на 80 тыс. км. Приведу пример: один мой сослуживец на ВАЗ-2110 постоянно выезжал в другие регионы и очень часто попадал на бензин с ферроценом или цимантреном. После каждой такой поездки на его «десятке» я менял или чистил свечи зажигания. Один раз он заехал ко мне на диагностику 23 февраля. Я сделал ему ценный подарок – ввернул спортивные иридиевые свечи. Он сразу почувствовал значительную прибавку мощности и реальное уменьшение расхода топлива. Вот уже несколько лет он ездит на этих свечах и горя не знает, меня вспоминает — точнее, самый ценный и нужный подарок, который он когда-либо получал.

Сделаю небольшое уточнение: самые современные автомобили от известных мировых производителей сейчас обязательно комплектуются высокотехнологичными свечами зажигания с драгоценными напайками на электроды из платины, иридия, иттрия, вольфрама, серебра и других не дешевых металлов. Такие свечи однозначно обеспечивают более эффективный процесс сгорания топлива на всех режимах, а, следовательно, и экономию топлива, не говоря уж об экологии. Да и ездить на более резвом, приемистом «железном коне» гораздо приятнее (больше адреналина), чем на неторопливой прожорливой «лошадке».

ban servis 2