Оригинальные запчасти или «дубликат»?

На данный момент среди автолюбителей бытует два мнения. Первое мнение состоит в том, что если нужны качественные автозапчасти, то следует брать только оригинал. Другие убеждены, что покупая «оригинал», он тем самым переплачивает за бренд, и с качеством это никак не связано. Как же обстоят дела на самом деле?

Оригинальные запчасти

На настоящий момент данный термин потерял тот первозданный смысл, который вкладывался в него на заре автопрома, когда многие специфические узлы, вроде рессор, амортизаторов, рулевых механизмов автопроизводителю нужно было делать самостоятельно, но это было давно. После того, как автоконцерны отказались от производств полного цикла, понятие «Оригинал» начало устаревать.

За последние несколько лет современный автопроизводитель научился интегрировать различные технологии, теперь он отдает на откуп поставщикам все, что только возможно. Так, автопроизводителю куда выгоднее не только различные «мелочевки», но даже коробки передач или отливки мотора закупать со стороны.

Лада веста

На примере LadaVestaхорошо видно, какие бренды вошли в состав современного автомобиля. Однако инфографика показывает только вершину айсберга, в действительности же автомобильно состоит из куда большего количества различных брендов.

Взять хотя бы конвейер BMW, куда множество сторонних организаций поставляют свои компоненты: подшипники INA и SKF, свечи NGK или Bosch, рычаги Lemforder, коробки передач ZF, амортизаторы Sachs, поршни и кольца Kolbenschmidt, электрические компоненты Bosch, Siemens, Valeo и так далее.

В данном случае нужно четко разграничить два схожих представления об «оригинальных комплектующих», например, возьмем тот же БМВ. В первом случае понятие «оригинальный амортизатор» - тот, который был создан автопроизводителем BMW, нужно четко понимать, что таких в природе нет и создан он любой другой сторонней компанией, с которой компания БМВ заключила договор на поставку аммортизаторов.
Во втором случае, понятие «оригинальный амортизатор» - тот, который поставляется на конвейер; в действительности этот компонент является продуктом другого бренда, к примеру, Sachs. Конечно, бывает и такое, когда автопроизводитель разрабатывает самостоятельно сложный узел по типу муфты полного привода, но такое случается крайне редко.

Вполне возможно, несколько комплектующих поставляются одновременно несколькими компаниями, они могут работать как параллельно, так и сменять друг друга на протяжении жизненного цикла модели. Не нужно далеко ходить за примером: щетки стеклоочистителей для той же BMW делает Bosch, Valeo и SWF.

Производство автокомпонентов – огромный сектор мировой экономики с достаточно сложной структурой. Здесь есть крупные игроки-универсалы, например, Magna (Канада), Mando (Южная Корея) и Bosch (Германия), но есть и компании поменьше с более четкой специализацией, как японские NGK (свечи, провода, датчики, катушки и пр. ) и Kayaba (амортизаторы, опоры, элементы подвески и пр.). Многие бренды входят в состав крупных холдингов: так, немецкая ZF Friedrichshafen AG владеет большим количеством дочерних компаний, среди которых известные фирмы Sachs, Lemforder и TRW. А на паях с китайскими партнерами ZF имеет собственное предприятие в Поднебесной Liuzhou ZF Machinery. Компания Luk является одним из дочерних брендов Schaeffler Group, в которую входят производители подшипников INA и FAG, а также Continental.

Запчасти-двойники

Вполне логично предположить, что компания, поставляющая детали на конвейер автопроизводителя, поставляет их и для вторичного рынка (aftermarket). Причем создание их происходит на одних и тех же производственных линиях.

Тогда компонент существует в двух векторах: деталь, имеющая маркировку автопроизводителя (например, Ford или Toyota) и деталь с наименованием компании-производителя (TRW или MANN). Кроме обозначения одна и та же деталь имеет только одно отличие – ее стоимость.

Mann filter

На фото 2 масляных фильтра, но слева фильтр для Volkswagen полностью оригинальный (значок VW есть и на упаковке, и на самом фильтре, а также есть девятизначный номер из фирменного «фольцевского» каталога), а справа – тот же фильтр того же производителя (MANN), только без знака автопроизводителя. Стоимость первого составляет 1060 руб, второго - 630 руб. На лицо существенная переплата за «бренд» в 40%.

Под общепринятым «оригинал», как правило, подразумевают деталь с фирменной маркировкой автопроизводителя, но, по сути, является бессмысленной показухой: дескать, использую только оригинал.

Что примечательно, компании - производители не очень охотно распространяются об идентичном компоненте без обозначения автопроизводителя, что рождает закономерный вопрос: как подобрать такой компонент, если в оригинальном каталоге автопроизводителя вы найдете лишь внутренний номер брендированного оригинала?

Схема здесь следующая: из фирменного онлайн-каталога определяется официальный номер данного компонента (скажем, амортизатора); далее для того, чтобы обойти нехитрую систему защиты информации автопроизводителя и установить номер уже производителя самой детали, в дело вступают кросс-каталоги, где и устанавливается соответствие двух номеров одной детали; на финише получаем тот же амортизатор, но без фирменной маркировки и куда дешевле своего брата с конвейера.

Есть и второй вариант, и он значительно проще, - обратиться в компанию, которая занимается продажей автозапчастей, которая имеет не только необходимые программы и ПО, но и обученный персонал.

Запчасти-аналоги

Конкуренцию не отменял никто, поэтому даже у компаний – производителей компонентов для конвейеров есть конкуренты. Так, амортизаторы для определенной модели могут выпускаться несколькими знатными компаниями, как Kayaba, TRW, Sachs, Bilstein, Monroe, Koni и так далее. Может быть и так, что для одной модели «официальным» поставщиком компонента будет одна фирма, для другой – другая. Однако, нельзя утверждать, что другие производители – это компании «второго сорта», ведь, как правило, все эти производители примерно на одном уровне. Скажем, если заводским поставщиком является Sachs, это не значит по умолчанию, что амортизатор Kayaba для данной модели будет проигрывать по характеристикам или наоборот.

Первостепенное значение в выборе запчасти должно иметь качество, поэтому стоит отдавать предпочтение компаниям с серьезной репутацией. Вместе с тем не имеет значения “конвейерная” ли деталь или нет, т.к. зачастую аналоги конкурентов не уступают по качеству, а иногда даже на порядок выше чистых “оригиналов”.

Однако, мы сказали о компаниях с серьезной репутацией, но как понять, что фирма серьезная, ведь автопроизводителей куда меньше, чем производителей автокомплектующих, и потеряться среди последних нетрудно.

Например, Bosch или Kayaba на слуху, а о таких как TRW, Girling, Denso, ICER знают значительно меньшее число рядовых автолюбителей, и известны, как правило, только специалистам.
В этом вопросе нужен опытный человек, который прошерстил львиную долю поисковиков во всемирной паутине, либо знающий продавец. Ниже представлена таблица известных поставщиков, разбитых по ценовым категориям.

Условное разделение известных поставщиков компонентов по ценовым группам

Группа

Премиум

Среднеценовые

Бюджет

Тормозные колодки

TRW, Girling

ICER, LRP, Sangsin

Fenox, Miles

Свечи зажигания

NGK, Denso

BOSCH

Лампы

Osram, Philips

Valeo, Bosch

Narva, Neolux

Катушки зажигания

Bosch, NGK, Denso

Bremi, Delhi

ERA, Fenox

Приводные ремни

Gates

Dayco, Bosch

Kross

Фильтры

MANN, Bosch

Filtron, Nipparts

Kross, AD, PMC

Щетки

Denso, SWF

Valeo, Bosch

AD

Амортизаторы

Sachs, Kayaba

TRW, Mando

Fenox, Miles

ШРУСы

GKN, HDK

Nipparts, Ruville, LRP

Febest, Miles, Fenox

Сцепление

Sachs, LuK, Valeo

Valeo, Kraftech

Kross

Когда аналог лучше оригинала

Существует распространенное заблуждение, что детали, поставляемые на конвейер автопроизводителя, обязательно лучше по качеству и ряду характеристик нежели аналог конкурентной компании, однако, это скорее исключение из правил; есть такие масла, которые продаются под знаменитым именем автопроизводителя (японские оригинальные масла), но по сути человек покупает имя этого автопроизводителя, а сам продукт весьма посредственный.

К примеру, концерн Exxon-Mobil является поставщиком масла для заливки в оригинальных канистрах, однако не самое лучшее из линейки своих масел, потому что топовый продукт да с наценкой за бренд будет просто слишком большим в цене.
Впрочем, ничего удивительно тут нет, рынок автопроизводства должен оперировать не только качеством, но и снижением себестоимости, поэтому никакой автопроизводитель не гарантирует детали самого лучшего качества в своей области. Это особенно проявляется у производителей недорогих автомобилей японских и корейских марок.

Еще один наглядный пример, катушки и высоковольтные провода фирмы NGK и Bosch являются на порядок качественней, чем тот же “оригинал”, который закупается большинством корейских заводов.

Иногда запчасти-аналоги способны подправить недочеты в конструкции автомобиля и, тем самым, улучшить его. Например, некоторые корейские производители используют амортизаторы фирмы Mando, но с точки зрения многих российских пользователей эти «оригинальные» детали не могут обеспечить достаточную энергоемкость подвески, в отличие от их на аналогов производителя Kayaba и Sachs.

Детали бывают разные и низкокачественные в том числе

Если деталь плохого качества, то она либо контрафактная, либо дешевая китайская малоизвестного бренда. В первом случае изделие внешне похоже на продукт именитого бренда (или даже «оригинал»), но изготовлено где-нибудь в Китае или в подмосковном цеху. Во втором случае имеет место работа одной из множества дешевых китайских фирм, которые выпускают детали под своими брендами. Таких предложений полно на Томском рынке, ведь стоимость их деталей в разы меньше.

Совет здесь, по большому счету, один: покупать у проверенных продавцов, которые дорожат своей репутацией.

В вопросе выбора автокомпонентов стоит проявить бдительность, если, например, воздушный фильтр фирмы MANN стоит 600 руб, а аналог продают за 120 руб, то с вероятностью 99% о хорошем качестве не может быть и речи. Это значит, что производитель сэкономил максимально на всем: на фильтрующих элементах, технологии производства и даже качестве упаковочного материала. И пусть внешне все выглядит прилично, это обманчиво.

mann2

Ряд автокомпонентов, таких как амортизаторы, модули зажигания, поршневые кольца, ступицы – это сложные изделия, и производство их требует не только качественного оборудования, но и соответствующие современные технологии. В том случае, если человек ограничен в средствах, оптимальный вариант выбрать наиболее доступный компонент от серьезных фирм-производителей, нежели покупать дешевые аналоги. Это особенно важно при таких ответственных узлах автомобиля, как ходовая часть, электроника и силовой агрегат.

Все серьезные производители предоставляют заводскую гарантию на компоненты, так же поступают и продавцы запчастей. Эта гарантия распространяется на заводской брак и не касается случаев неправильной установки или механического повреждения компонентов. Если деталь бракованная, то она меняется либо покупателю возвращаются деньги.

Сейчас для автовладельцев тяжелые времена, поджимает кризис, и цены на продукцию известных фирм существенно выросли соответственно курсу валют, поэтому многие делают выбор в пользу более дешевых производителей, и в таком положении дел частично виновны и сами производители. К примеру, в подвеске есть «резинки», вроде сайлент-блоков или втулок, которые меняются в сборе с рычагами подвески или стабилизаторами. Грубо говоря, вместо 300 рублей за мелкую деталь вы отдадите 10 тысяч за рычаг в сборе. В то время как те же китайцы продают сайлент-блоки на развес по бросовым ценам, что существенно усиливает противоречие, а покупатель, в итоге, выбирает китайщину, как бы не хотелось качественных изделий. Впрочем, некоторые эксперты считают, что дешевые детали совсем не решение – слишком низкое качество.

VW filter

На фото изображен оригинальный (брендированный) топливный фильтр для автомобилей концерна Volkswagen. Однако надпись «Сделано в Китае» нельзя не заметить, в чем подвох?

Дело в том, что у Volkswagen есть официальный завод в Китае, где производятся компоненты по всем (!) стандартам концерна. К слову, внушительное количество китайских изделий поставляется на конвейеры заводов в Германии и других «престижных» стран – глобализация.

Резюмируя: как же выбрать качественную запчасть?

1. Не стоит зацикливаться на «оригинале». Запчасти с брендом автопроизводителя всегда дороже, но их аналоги могут быть не хуже качеством.

2. У каждого класса компонентов есть свой перечень качественных и серьезных производителей, выбор должен делаться из их числа. Различаться будут характеристики и стоимость, подбирать детали следует из личных приоритетов.

3. Хорошее откровенно дешевым быть не может.

4. Чтобы не растеряться в большом количестве предложений от различных брендов, очень удобным инструментом станет Интернет. После изучения информации в свободном доступе можно смело общаться с менеджерами магазинов автозапчастей.

5. Если автомобиль делается для личного пользования, то выбирать «дешевку» ни в коем случае не следует. Эти деньги позже потратятся на еще более дорогой ремонт, ведь скупой платит дважды.